Что такое лямбда-зонд и зачем он нужен

AvtoAd

02/02/2021
Что такое лямбда-зонд и зачем он нужен

Вредные выхлопные газы стали настоящей проблемой для экологии, но избавиться от них невозможно - мир пока не готов полностью перейти на электромобили. Вот почему производители прилагают все больше усилий, чтобы сделать транспортное средство менее вредными для окружающей среды.

 

Ha новых автомобилях устанавливают современные катализаторы, с помощью которых очищают выхлопные газы. Но без должного контроля эта система не может работать эффективно. Собственно для этого и нужен лямбда-зонд - датчик для измерения содержания кислорода в отработавших газах. Он позволяет обеспечить регулирование состава топливо-воздушной смеси в процессе работы двигателя.

 

Почему лямбда и как работает зонд?

 

Зонд получил свое название от лямбды (λ) - буквы греческого алфавита. Этот термин используется для характеристики соотношения количества воздуха и количества топлива в топливно-воздушной смеси. Смесь можно считать «идеальной» (или стехиометрической), если она содержит ровно столько воздуха, сколько его нужно для полного сгорания топлива.

 

Например, для бензина это отношение составляет около 14,7 (масса воздуха): 1 (масса топлива). Почему так, а не другие числа? Все просто: чтобы сжечь 1 кг топлива потребуется около 14,7 кг воздуха. Это соотношение обозначают коэффициентом λ = 1, и оно соответствует оптимальному соотношению мощность - расход топлива.

 

А дальше ведутся расчеты. Если λ = 1 - есть стехиометрическое (то есть, теоретически «идеальную») смесь. Если λ> 1, то смесь считается «бедной». Если λ <1, то это «богатая» смесь (то есть, имеем избыток бензина, а самого кислорода не хватает для полного сгорания топлива).

 

Лямбда-зонд, установленный в выхлопной системе автомобиля должен определять содержание кислорода в выхлопе, характеризующий эффективность сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Сигнал с лямбда-зонда поступает электронного блока управления двигателем (Engine Control Module), который на этой основе регулирует состав смеси. Условием правильной работы зонда является его разогрева до нужной температуры.

 

Попросту говоря, лямбда-зонд «считает» количество кислорода в выхлопных газах. Электронный блоĸ управления системы впрыска топлива получает cигнaл от дaтчиĸa и с его помощью мoжe регулировать количество топлива в цилиндры. Opиентуючись на показатели лямбда-зонда, электронный блок «решает», сколько нужно подать топлива в цилиндр через форсунки и какое именно количество бензина нужна для оптимальной работы автомобиля. Это помогает получить оптимальный состав топливно-воздушной смеси.

 

Диагностика датчика кислорода лямбда-зонда - всё о ремонте строя - Сайт о

 

Какие бывают лямбда-зонды и чем они отличаются?

 

Вообще история не нова, ведь первые зонды в Европе, США и Японии использовали в бензиновых двигателях еще с 1979 года, причем не только на автомобилях, но и на мотоциклах. С 1992 года стали действовать новые требования по ограничению выбросов выхлопных газов, поэтому зонды стали стандартным элементом автомобиля. Примерно с 2000 года лямбда-зонды устанавливают в системах выпуска отработавших газов также для дизельных двигателей.

 

Первые «лямбда-зонды" были резистивными, т.е. меняли свое сопротивление в зависимости от содержания кислорода в отработавших газах. Современные датчики работают как пороговые элементы. В мире есть четыре главных производители лямбда-зондов: NGK, Bosch, Denso, Delphi.

 

По своей структуре лямбда-зонды подразделяются на:

 

  • узкополосные с керамическим покрытием;
  • узкополосные на основе оксида титана;
  • широкополосные.


В работе каждого из них есть определенная специфика, подробнее читайте об этом по ссылке.

 

Признаки того, что лямбда-зонд вышел из строя

 

О том, что в работе лямбда-зонда возникли проблемы или же он совсем не работает свидетельствуют следующие признаки:

 

  • сигнал бортовой системы диагностики (свечение контрольной лампы "CHECK ENGINE» и фиксация определенных кодов неисправностей в памяти контроллера);
  • кратковременное включение контрольной лампы «CHECK ENGINE» при ускорении автомобиля;
  • неустойчивая работа двигателя на холостых оборотах;
  • повышенный расход топлива и ухудшение динамики автомобиля;
  • потрескивание и запах гари в районе расположения катализатора, а также нагрева катализатора до раскаленного состояния.

 

где расположен лямбда зонд - фото

 

Что же чаще всего вызывает выход из строя лямбда-зонда?

 

Чаще всего это следующие причины:

 

  • применением этилированного бензина или наличием в нем нерегламентированных присадок;
  • многократными неудачными попытками запуска двигателя, в результате которых в выпускном трубопроводе скапливаются пары несгоревшего топлива, способного заняться с образованием ударной волны;
  • перегреванием наконечника датчика, вызванным перебоями в зажигании, нарушениями в системе контроля опережения зажигания, когда двигатель длительное время работает на чрезмерно обогащенной топливной смеси;
  • избыточными частотами вращения двигателя, когда стрелка тахометра находится в «красной зоне».


Проверка датчика с помощью вольтметра (как это обычно делают водители) - не самый точный и не самый надежный метод диагностики. Ведь таким образом можно проверить подачу тока, но не узнаете истинную причину поломки. Вот почему лучше обратиться на СТО, где вам сделают компьютерную диагностику лямбда-зонда и профессионально починят его.

 

Еще один важный совет: не покупайте подержанный датчик, ведь вы не знаете ни его состояния, ни рабочего ресурса, который остался. Старайтесь приобрести только оригинал, причем предусмотрены для конкретной модели машины. Есть, конечно, и универсальные датчики с переходниками, но и они предназначены только для определенного перечня моделей, поэтому учтите этот факт.