Что надо знать о узкополосный лямбда-зонд с керамическим покрытием?

AvtoAd

02/02/2021
Что надо знать о узкополосный лямбда-зонд с керамическим покрытием?

Под защитным металлическим колпачком лямбда-зонда установлено чувствительный элемент, изготовленный из диоксида циркония. Такая керамика является электролитом (то есть, пропускает ток), но для газов она абсолютно непроницаемая.

 

Чувствительный элемент имеет контактное покрытие снаружи и внутри, к нему подведены сигнальные провода. Рабочая температура лямбда-зонда с керамическим покрытием составляет около 350 градусов по Цельсию. Ранние версии лямбда-зондов не имели принудительного подогрева, а нагревались с помощью выхлопных газов. Более поздние версии имеют встроенный подогреватель, который выводит их на рабочую температуру довольно быстро.

 

Внутренняя часть керамики контактирует с воздухом, а внешняя - с отработанными выхлопными газами. Разница в концентрации молекул кислорода в выхлопных газах и атмосферном воздухе (внутри и снаружи сенсора) вызывает перемещение ионов кислорода из области высокого содержания кислорода в области низкого содержания. Ионы перемещаются через керамический элемент, который является твердым электролитом.

 

Собственно разница в количестве кислорода снаружи и внутри сенсора и формирует сигнальную напряжение. 0,45 Вольт - это единица (то есть, лямбда равен единице). «Бедная» топливно-воздушная смесь генерирует напряжение 0,1 Вольт, «богатая» генерирует 0,9 Вольт. Именно так и работает узкополосный датчик кислорода.

 

Лямбда зонд - DRIVE2

 

К узкополосного датчика может быть подведено от одного до четырех проводов (3-4 провода указывают о наличии подогрева). Два белых провода питают нагреватель лямбда-зонда, на черном проводе - сигнал к ЭБУ, на сером - масса. Также могут быть три провода без массы, а масса в таком случае присоединяется к корпусу.

 

Для диагностики узкополосного датчика нужно снять осциллограмму или посмотреть ее через диагностическое ПО. Сигнал должен меняться быстро - не менее 1 раза в секунду. Напряжение при этом должно быть в пределах от 0,1 до 0,9 Вольт. Если сигнальная напряжение меньше и меняется не так часто, это свидетельствует о неисправности лямбда-зонда. Также датчик должен активно реагировать на изменение состава топливно-воздушной смеси.

 

К слову, смесь можно изменить извне: для «обогащения» впрыскиваемого к пусковому клапану пропан (сигнал со сенсора имеет подскочить до 0,9 Вольт), а для «обеднение» создать «подсос» воздуха, сняв вакуумную трубку (сигнальная напряжение снижается до 0 , 1 Вольта). Можно поступить еще проще: открыть и закрыть дроссельную заслонку, нажав и отпустив педаль акселератора.

 

Тогда показатели должны быстро измениться и стабилизироваться. Этот способ удобен, если в выхлопной системе двигателя есть два катализатора и пара «верхних» лямбда-зондов. Преимущественно такую схему используют на V-образных и 6-цилиндровых моторах.

 

Скорость реакции двух лямбда-зондов можно сравнить между собой. Преимущественно то, что является неисправным, будет реагировать медленнее.

 

Нагревательный элемент лямбда-зонда проверяется просто. Для начала надо убедиться, что от аккумулятора поступает питание от 9 до 12 Вольт (в зависимости от автомобиля). После этого измеряют сопротивление нагревателя: у исправного оно должен составлять 2,3 - 4,4 Ом при 25 градусах по Цельсию. Если датчик снят, то можно заживлиты его подогрев от аккумулятора - за несколько минут лямбда-зонд должен нагреться до350 градусов по Цельсию.